Сергеев Виталий (srgvetal) wrote,
Сергеев Виталий
srgvetal

Как правильно работать с поисковым запросом

Тата: вот как выйти на какой-нить форум? например, если я хочу найти что-то про кенон или нокию или вбиваю "фотоаппарат самсунг", то попадаю не на форум, а обязательно на несколько десятков ссылок на магазины
Тата: а мне нужна не реклама, а объективная информация..
Миша: я всегда делаю так: пишу " *** гавно". и тут тебе любые форумы
Из жизни, взято с bash.im

Нас мучают вопросы. Как на них ответить?

Пункт 1. Философский. На очень многие ваши вопросы есть ответы в интернете.

Мы все задаёмся вопросами. Они не связаны ни с компьютером, ни с интернетом. Они связаны с нашей жизнью, с какими-то нашими проблемами и задачами. Это могут быть и серьёзные вопросы: профессиональные, деловые, даже личные. И могут быть не такие важные, обычное любопытство в стиле "Интересно было бы узнать".
И что же я предлагаю? А попробуйте, когда у вас в следующий раз появится неотвеченный вопрос, сделать усилие. Принять, что ответ уже есть. В интернете. И вам надо просто открыть Яндекс или Гугл и найти его.

Представителям старшего поколения. Раньше вы думали "Вот бы узнать, а как сейчас выглядит звезда из моего прошлого" и этот вопрос оставался открытым и погасшим, неотвеченным. А вы задайте! Узнайте, как сейчас выглядят Никитины, как сложилась судьба Шурика или актрис из фильма "Москва слезам не верит".

Представителям среднего поколения. Вы думаете "А какой бы сделать бизнес... Что же сейчас покупают люди, что лучше всего продаётся в России". Да нет проблем! Так и спросите!

Представителям младшего поколения. Вы наверняка думаете, кем стать, в какой ВУЗ поступать. Если серьёзно к этому отнестись, интернет, друзья мои, даст много пищи для размышлений и осознанного выбора. Раз, два, три.

Так можно поступать с любым вопросом. В этот момент интернет оживает и из "средства развлечения", "мусорного ящика" или "скопища бесполезной отвлекающей информации" вдруг становится вашей частью. Частью вашей головы, ваших знаний, ваших возможностей. Я даже иногда шучу, когда меня спрашивают, знаешь ли? У меня, говорю, есть друг, Яндекс. Он всё знает. Сейчас спрошу.

Я использую этот приём несколько раз в неделю и, как правило, остаюсь доволен уместными и точными ответами.

Пункт 2. Психологический и спортивный. Мало знать, что можно найти ответ. Надо упорно его искать.

Скорее всего нужная информация в интернете есть. Но нужно быть готовым её поискать. Качество информации - не самая сильная сторона интернета, поэтому чтобы найти то, что нужно, потребуется время. Это очень похоже на спорт)

Мой первый опыт поиска был в 1999-2000 году. Я искал mp3 песню всю ночь в американском интернете, полном рекламы. Я не знал про поисковики, не знал про спам и псевдо-сайты. Тыкался, как слепой котёнок, в одни ссылки, в другие. Скачивал не то что надо, пробовал опять. Очень хотелось эту песню. Убил всю ночь на это, пока родители спали. И немало денег, интернет тогда был заметно дороже) Но цели достиг. Потом никак не мог наслушаться.

Возможно, именно после такого поиска найти какую-то книжку, крякнутую программу или информацию в течение нескольких десятков минут для меня было психологически очень просто.

В общем, не сдавайтесь. Ищите, меняйте тактику, не делайте предположений, что нужной информации нет. Продолжайте искать. Когда найдёте, вам будет очень приятно, что вы смогли. Не говоря уже о практической пользе найденного ответа. И возможности похвастаться перед другом или коллегой, который найти не смог)

Пункт 3. Методика поиска. Менять запрос, а не листать страницы.

Так как же экономить время при поиске нужной информации? Искать ответ в первых 10-20 результатах поиска, на первых двух страницах. А если найти не получается, то не листать страницы поиска, а менять запрос. Конечно проще перелистнуть на следующую страницу. Проще, но не быстрее. Ваша задача сформулировать запрос так, чтобы поисковик на первой же странице концентрированно показывал вам что-то, напоминающее ответ. И проглядывать уже концентрированные ссылки с нужным смыслом.

Поэтому если не получается найти на 10-20 выданном сайте, меняйте запрос, не ленитесь! Менять запрос можно частично или полностью. Частично - означает использовать синонимы, добавлять новые слова, убирать старые, менять порядок слов. Не получается найти? Удаляйте полностью и пишите другой запрос с чистого листа. Представьте, как бы сформулировал этот же вопрос другой человек. Смотрите, что уже поиск нашёл по плохому запросу и попробуйте использовать какие-то из слов, что вы увидели. Или же, если подходящих нет, попробуйте намеренно поискать "не так", как показывается в анонсах найденных сайтов.

Иногда приходится поменять вопрос раза 4, прежде чем на первых страницах придет нужный ответ, иногда больше. И это все равно быстрее, чем листать страницы поиска.

Оговорюсь, что бывают и такие случаи, когда информация действительно очень редкая. Тогда листать надо. Во всех прочих ситуациях если вы листаете, но все ссылки при этом "вокруг да около", содержат много мусора - скорее всего у вас не получилось написать запрос верно.

По умолчанию поисковый сервис показывает 10 результатов на странице. Я часто включаю в поисковиках показ сразу 50-ти результатов. Это даёт возможность лучше понять какова концентрация качественных ответов или быстрее найти ту самую иголку в стоге сена в случае поиска редких материалов.

Настроить количество показываемых результатов:
в Гугле google.ru/preferences (живой поиск/instant search тогда придется отключить, об этом абзац ниже);
в Яндексе yandex.ru/search/customize

Важность того, что погоду определяет запрос, а не номер страницы, учитывает и Гугл. В 2010 году он сделал такой эксперимент, ввёл т.н. "живой поиск" (instant search). Вы вводите запрос - поисковик, не дожидаясь окончания ввода, показывает результаты. Этим Гугл намекал, что ваша цель должна быть найдена на первой странице прямо сейчас - надо только достаточно гибко относиться к поисковой фразе.

Пункт 4. Менять поисковики

Что делать, если меняете, меняете запрос - а ответа все равно нет. Взгляните на это так. Ваш образ мышления не совпадает с алгоритмами поисковика. И пробовать менять образ мышления для одного и того же вопроса уже утомились. Смените поисковик! Образно говоря, у поисковика тоже свой образ мышления и может быть в другом поисковике ваши совместные усилия совпадут. Результаты выдачи на один и тот же запрос у них обычно кардинально различаются.

Если вы только начинаете учиться искать - ищите Яндексом, задавая вопрос как будто человеку. Потом из этого запроса, как на уроках русского, выделите подлежащее и сказуемое, поставьте их на другое место. Смените определения, дополнения, обстоятельства - часто это помогает.

Оставьте существительные, связав их предлогами. вот это - идеальный поисковый запрос для Гугла.
И в Яндексе кстати тоже так попробуйте.

Я вбиваю короткий запрос в Яндексе и если ничего не нахожу перематываю вниз и нажимаю "Поискать в Google"..

Как человеку. Почему это срабатывает? Потому что скорее всего не у вас первого(-ой) возник этот вопрос. И кому-то, у кого он возник, он уже порядком надоел. Настолько, что этот человек пошёл в интернет задавать его же. И поисковик выдаст ссылки на те места, где подобные вопросы задавались.

Как роботу. Часто то, что ищешь, является центральной темой страницы или сайта. Набрав массив сайтов по этой теме, задача поисковика выдать вам наиболее авторитетный и подходящий.

Бывает лениво рассусоливать запрос - это плюс. Лень позволяет задать короткий запрос. И он скорее всего сработает. Но с вопросами, в которых  вы не до конца понимаете, что именно ищете, лучше вернуться к манере задавать вопрос как человеку. Я настаиваю, что любые свои вопросы можно задавать поисковику. И, лучше уточнив предметную область, жечь суть уже короткими фразами.

Пункт 5. Какие слова использовать? Правильно сформулированная проблема это уже половина решения.

Кстати, откуда появилось это выражение из заголовка? Достаточно долго искал в обоих поисковиках и Яндекс дал наводку - это американский изобретатель Чарльз Кеттеринг, начало XX века. Оригинал фразы подсказал Гугл: A problem well stated is a problem half solved. "Well" в том числе означает "удачно". Удачно поставленный вопрос - абсолютно про поиск в интернете.

Лучше всего - представить себе, что конечная страница, которую вы ищете, уже существует. А теперь нужно представить, что могло бы быть на ней написано. И именно эти слова стараться вбить. Лёгкость в этом приходит с опытом, когда перед вами промелькало уже больше тысячи веб-страниц. Очень полезно знать каких видов страницы вообще бывают, какие надёжные, какие нет и в чём специфика ипользуемых слов на тех и других. Такая ситуация наглядно проиллюстрирована в эпиграфе.

Не получается представить, что там может быть написано? Попробуйте просто ввести слова, которые придут вам в голову. Нажмите "поиск" и, не найдя того, что надо, переформулируйте. Главное пробовать как можно больше вариантов. Перебирая много разных запросов, однажды вы научитесь сосредотачиваться и выдавать сразу хороший вариант.

Чтобы легче переключаться на другие способы формулирования запроса, подумайте, если бы вы рекламировали такой сайт, что бы вы на нем написали. Не получается? Представьте, как об этом может быть написано в газете, как об этом скажут в новостях, как сформулировал бы то же самое ваш друг, или подруга, чью лексику вы хорошо помните.

Язык, набор слов, которыми человек описывает сам себя, обычно отличается от языка, набора слов, которым его описывают другие. Поэтому если вы ищете материалы про которые говорят многие - вы должны пользоваться общей лексикой, а не собственной. Без сленга, без жаргона. Т.н. энциклопедичный стиль. Но. Если вы ищете узкоспециализированную информацию и сами являетесь специалистом - то просто пишите, как обычно это делаете. С большой вероятностью вы попадёте этим набором слов именно в страницы, созданные вашим же сообществом. Хотя для сообществ уже включаются другие правила поиска, об этом позже в других статьях.

В целом очень важно именно кластеризовать сайты в группы. Для вопросов разных родов надо стараться попасть на сайты самой подходящей группы, понимать кто их делает и почему, где люди грамотные, а где нет, каким сайтам можно доверять, каким нет. Где в основном реклама и как от неё уйти, а где менее претенциозная информация. Наблюдайте, запоминайте.

Отдельно хочу сказать про всплывающие слова-подсказки, когда вы ещё не закончили печатать запрос. Гугл и Яндекс в ниспадающем меню сразу предлагают варианты того, что возможно вы ищете. Их я предлагаю воспринимать только как один из вариантов того, что вы можете вписать в текстовое поле. Но не как источник полезной информации, не образец того, как надо вбивать запрос по конкретно вашей потребности.
Часто это вообще повод для шуток. Наберите, к примеру, слово "как" и посмотрите что предложит поисковик. Что из этого вам нужно? :)



Пункт 6. Порядок, количество слов. 3-4 для справочной информации. До 6 с размытым полем поиска.

Очень важным является количество слов. По одному слову вы найдете только информацию про эзофагогастродуоденоскопию или эйяфьятлайокудль. Должно быть два, лучше три слова, иногда больше. Но это всё должны быть слова, жёстко относящиеся к теме.

Иногда они могут идти от общего к частному. Иногда вы задаете вопрос как другу, который в теме вопроса - и парой слов сперва наводите его на тему, чтобы он переключился и потом третьим словом даёте ему ориентировку, что именно вам нужно.

Представьте, что это игра. Что-то, что вам близко, где каждая буква оплачивается. Может быть короткая смс-ка в 60 русских букв. Представителям старшего поколения: формулируйте запрос как очень дорогую телеграмму. Где надо спросить самое важное, но за каждое слово надо платить по 500 рублей (нет, совсем не вводить слов не нужно)). Представителям младшего поколения: может быть вы общаетесь с четкими пацанчиками, где каждое лишнее слово это потеря очков в коллективе. Как подбирает слова самый суровый парень в вашей компании?

Очень важным является порядок слов. Попробуйте его поменять, поставив на первые места самые важные слова, а менее важные слова - на последнее. Совсем не важные - удалите. Со временем, формулируя запрос, нужно научиться сразу ставить слова в правильном порядке. В целом старайтесь расставлять слова так, как они могут встретиться в исходном документе. Если не можете, тогда располагайте иерархично - впереди самые главные.
Потому что методики поиска и поисковые методики выдают очень разные результаты.

Не бойтесь запятых, точек, дефисов и даже опечаток - их поисковики давно научились игнорировать.
Обращайте внимание на большие буквы - иногда это может повлиять на результат. Лучше всего писать все маленькими, но названия, фамилии и имена - начинать с большой.

Пункт 7. Язык запросов. Like a boss - хитрости, которые мало кто знает.

В общем-то разработкой поисковиков на заре становления занимались только программисты. У них очень популярны например звездочки, означающие что угодно после символов. Чтобы найти падежи слова "программист", надо было вбить программи*. Хорошо, что язык запросов стремятся сделать понятным для всех людей, подключили лингвистов, специалистов по изучению пользовательского опыта и прочих. Теперь запросы пишутся без каких-то спецсимволов, которые людям, далеким от программирования, так же непонятны как иероглифы.

Но вот какая штука, кое-что из спецсимволов осталось и иногда это очень удобно.

Если например вбить перед +словом плюс, то оно обязательно будет присутствовать на всех найденных страницах.
Если поставить перед -словом минус, то оно точно будет отсутствовать на всех страницах. (это в Гугле, в Яндексе две тильды и пробел: ~~ ненужное слово)
Если "фразу поместить в кавычки", то поисковик будет искать в точности эту фразу, не разбивая её на слова и никак эти слова не склоняя и не спрягая.
И, наконец, поставив перед !словом восклицательный знак, вы задаёте поисковику искать это слово в точности так, как написано.

Где это может применяться:

+ оставить определённую группу сайтов по их типичному очевидному ключевому слову
подчеркнуть важное слово в запросе не переставляя его

-G
~~ Я

исключить определённый род сайтов
видишь что в запросе много рекламы и у рекламы одно и то же слово повторяется
" " помнишь точную фразу со страницы какого-то сайта, который никак не можешь найти
то же про книжку
цитата из песни/фильма, афоризм
поиск первоисточников
уверенность, что в контексте эта фраза должна выглядеть только так
!

поиск терминов, похожих между собой
для экзотических несклоняемых слов
уверенность, что в контексте это слово должно выглядеть только так
проверка орфографии - какие точные варианты слова используются чаще


Вот полное описание языка запросов:

В Гугле support.google.com/websearch/operators
В Яндексе help.yandex.ru/search/?id=1111313

Выучив их, вы сможете делать запросы-монстры.


Итог.

Это некоторая основная информация, которой я постарался расширить ваши рамки восприятия поисковых запросов как таковых и дать конкретные приёмы и подсказки.

Вот примеры запросов, которые делает основная масса пользователей Яндекса:
http://stat.yandex.ru/queries/last20.xml (надо приблизить карту на территорию России)

А теперь сформулируйте свои. Что вам непонятно и давно хотелось узнать?)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments